Меню сайта
СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Понедельник, 2025.08.18, 11:38
Приветствую Вас Гость

БМПТ-1 "Терминатор"

БМПТ "Терминатор"

С конца 1950-х гг. в союзе стали задуматься над созданием нового класса бронированных машин. Они должны были выполнять функции мотопехоты – поддержка огнем танковых батальонов в наступлении, подавляя танкоопасные цели – гранатометы, п/т артиллерию, вертолеты, и другие легкобронированные цели. Оформилась концепция: новая панцервафля должна была подавлять танкоопасные легкозащищенные цели на поле боя, иметь бронирования танка, и к тому же перевозить пехотинцев. Но конструкторам было как то не до этого – то угроза ядерной войны, то Гагарин в космос полетел, то финскую стенку надо через зав.магазина достать. А предпосылки к этому были – было замечено, что БМП-2 и ЗСУ-57-2 неплохо работают по живой силе и чистят городскую застройку от «духов» получше мистера пропера. Более менее эта тема начала развиваться в конце 80-х, когда были представлены первые чертежи на базе Т-72, а в 1987 году были представлены три опытных образца получившие наименование «горных танков». 

Первый образец ЧТЗ переставлял из себя корпус и башню Т-72А с установленными по бортам башни двумя 30 мм пушками 2А72 и блоками неуправляемых ракет по 6 направляющих с каждого борта. На танке устанавливался НкДЗ «Контакт-1», на бортах танка устанавливались экраны с контейнерами ДЗ полностью их прикрывающие. 

Два других варианта были изготовлены на модифицированном шасси с измененным носовым узлом корпуса. Но основной новинкой машины стало решение выполнить полки над ходовой частью в виде бронированных герметичных отсеков, в которых размещались стабилизированные дистанционно управляемые гранатометные установки калибром 40 мм с системами питания боеприпасами. Там же, за ними размещались и протектированные топливные баки, а также часть вспомогательных систем, таких как фильтровентиляционная установка и аккумуляторные батареи. Подобное решение позволило увеличить защищенность машины с бортов.

Второй вариант вооружения машины включал две 30 мм пушки 2А72 и спаренные с ними 7,62 мм пулеметы в башнях с независимым наведением. Дополнительное вооружение включало противотанковый ракетный комплекс. За башней размещалось дополнительное вооружение, состоявшее из 2-х 12,7 мм пулеметов НСВТ. Экипаж машины составлял 7 человек.

На третьем варианте был применен комплекс вооружения БМП-3 включавший 100 и 30 мм пушку в едином блоке и спаренный пулемет ПКТ 7,62 мм. В связи с прекращением работ ЧТЗ по танковой тематики развития эти машины не получили.

Но тут наступил 91 год, началось методичное разбазаривание накопленного государством имущества каждым отдельным гражданином в зависимости от занимаемой должности. Естественно, работу над вафлей забросили. Но не надолго.

Катализатором к продолжению работ над этой темой стала ПЧВ. Концепцию машины немного изменили – она стала позиционироваться как «антитеррористическая», но суть сильно не поменялась. Работать над машиной начало Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (УКБТМ), которое в 2000 году продемонстрировало один из вариантов новой БМПТ. Было использовано шасси Т-72, в низкопрофильной башне были установлены, 30-мм автоматичес­кая пушка 2А42, спаренный с ней 7,62-мм пулемет, четыре пусковые ус­тановки ПТУР «Корнет», и две дистанционно управляемые установки 30-мм автоматических гранатометов АГ-17. На люке командира установлен 7.62 мм пулемет с дистанционным управлением. Но такое вооружение было признанно недостаточным, и работу над машиной продолжили. 

Второй вариант БМПТ был представлен в 2002 году и получил наименование «Рамка». Было установлено уже две 30 мм 2А42 спаренный с ними 7,62 ПКТМ и четыре ПТУР "Атака-Т". Дальность ПТУРа до 6 км, и он может поражать и низколетящие вертолеты, при использовании определенных типов боевых частей. Бронепробиваемость тандемной кумулятивной БЧ 800 мм, также ПТУР может оснащаться осколочно-фугасной и термобарической боевой частью.


На БМПТ установлены два стабилизированных дистанционно управляемых автоматических гранатомета АГ-17Д. Стрельбу из каждого из них ведет наводчик-оператор. Сектор обстрела составляет 6° в сторону продольной оси машины и 28° в сторону борта. Дальность до 1700 м. Боекомплект составляет по 300 выстрелов снаряженных в одну ленту. Для прицеливания оператор гранатометной установки использует комбинированный (дневной/ночной) прицел «Агат-МП» со стабилизированным полем зрения в вертикальной плоскости. 
Угол возвышения основного блока оружия (ПТУР, ПКТМ и 30-мм пушек), составляет +45, снижения -5 градусов. Угол возвышения блока вспомогательного оружия, составляет +25, снижения -5 градусов.


Пушки 2А42 имеют одиночный, малый (до 300 выстр./мин) и большой темп стрельбы (до 800 выстр./мин). Общий боекомплект составляет 900 выстрелов. В БК входят как стандартные (патроны с бронебойно-трассирующими, осколочно-трассирующими и осколочно-фугасными снарядами) так и новые патроны с оперенными бронебойными подкалиберными снарядами и снарядами с готовыми поражающими элементами (ГПЭ) с дистанционно-воздушным подрывом. Боекомплект пулемета составляет 2000 патронов, снаряженных в одну ленту. 


Особенностями нового комплекса вооружения – боевого модуля БМПТ является:
-использование съемного блока вынесенного оружия;
-прицелы, автономные приводы основного и дополнительного вооружения и механизм поворота башни, выполненные с возможностью обеспечения, совместно с системой управления огнем, управления любым количеством видов основного и дополнительного оружия, но не менее четырех, без ограничений по типу;
-размещение всех элементов системы управления огнем, механизма поворота башни, электрооборудования и вращающегося контактного устройства в составе унифицированного боевого модуля, выполненного в виде моноблока;
-выполнение моноблока с возможностью присоединения погона и вращающегося контактного устройства к любому транспортному средству, имеющему источник постоянного электрического тока, необходимые габариты и соответствующую грузоподъемность.


При боевых повреждениях или модернизации ремонт унифицированного боевого модуля производят заменой поврежденных. Унифицированный боевой модуль может быть установлен на любое транспортное средство, имеющее источник электрического тока, необходимые габариты и соответствующую грузоподъемность, например на устаревшие танки Т-72А и Т-80.


Кроме достаточно мощного комплекса вооружения отличительной особенностью БМПТ является комплексная защита. Лоб корпуса имеет защиту равную основному танку Т-90 с установленной ДЗ «Релиткт». В отличие от Т-90, защищенность от пехотных противотанковых средств ближнего боя у БМПТ обеспечивается также и для бортов и кормы. Причем при применении дополнительных тканевых экранов, с элементами ДЗ, устанавливаемых в условиях массового применения противотанковых средств ближнего боя обеспечивается защита даже при обстреле по нормали.


Внимание уделено выживаемости машины и экипажа и при пробитии брони. Для размещения взрывопожароопасных топливных баков применены герметичные отсеки из стальных броневых листов, позволяющих локализовать по­ражающие факторы, образующиеся при пробитии топливных баков.


По сравнению с базовым танком Т-90 размещение топливных баков претерпело изменения, передние топливные баки перенесены в центр корпуса, на освободившемся месте размещены наводчики операторы гранатометов. Дополнительный топливные баки размещен в кормовой части корпуса в бронированном отсеке на левой надгусеничной полке.

Управление огнем в БМПТ осуществляется через сложную лепестрическую начинку. Прицел наволочка включает в себя тепловизионный канал, оптический, канал наведения ПТУР и лазерный дальномер. Имеется независимая стабилизация в двух плоскостях. Прицел обеспечивает обнаружение целей ночью и при плохих погодных условиях на дальностях до 7000 м.
Панорамный прицел обладает оптическим, низкоуровневым телевизионным и лазерным дальномерным каналами. При необходимости командир может вывести изображение тепловизионного прицела наводчика на свое видеоустройство. Автоматизированная СУО обладает цифровым баллистическим вычислителем, комплектом автоматических датчиков условий стрельбы и автоматом сопровождения цели. 
Управление комплексом вооружения дублировано. Рабочие места операторов автоматических гранатометов оснащены стабилизированными прицелами "Агат-МП" (день/ночь).


Защита
Так как машина сделана на основе Т-90, то и защитные свойства сходны с Т-90. Бортовые экраны машины оснащены элементами динамической защиты и решетчатыми экранами. 
Установлены и тканевые зигзагообразные экраны с элементами динамической защиты. Дополнительные тканевые экраны постоянно на машине не возятся, а устанавливаются только в условиях массового применения противотанковых средств ближнего боя.
Для защиты башни используются наружные броневые стенки полок над ходовой частью и бортовые экраны корпуса, верхняя кромка которых расположена выше крыши корпуса и ограничена допускаемой нижней границей обзорности приборов наблюдения или прицелов, установленных на крыше башни.
Экраны выполнены в два ряда по высоте, при этом нижняя кромка верхнего ряда перекрывает верхнюю кромку нижнего ряда экранов.
Для доступа к ходовой части последовательно поднимаются и фиксируются в поднятом положении сначала верхние экраны, затем нижние экраны.
Для защиты кормы корпуса установлен решетчатый противокумулятивный экран. 
Машина оборудована ФВУ и быстродействующей системой обнаружения и тушения пожаров.Усилена защита днища машины, предусмотрено применение системы электромагнитной защиты, вызывающей преждевременный подрыв противотанковых мин или фугасов с радио- и магнитометрическими взрывателями. Для преодоления минных полей с обычными минами нажимного действия и проделывания в них прохо­дов на БМПТ могут навешиваться колейные ножевые минные тралы типа КМТ-6М2 или КМТ-8, а также катковоножевой минный трал КМТ-7.


Силовая установка машины - это новейший челябинский двигатель В-92С2. Удельный расход топлива двигателя В-92С2 не превышает 156 г/л.с.ч. БМПТ оснащена аппаратурой топопривязки и навигации. Она комплексируется с приемоиндикаторной аппаратурой глобальной спутниковой навигационной системы NAVSTAR/GLONASS. В состав аппаратуры входят многофункциональная панель управления, спутниковая антенна и компьютерный блок. Комплект обеспечивает определение и индикацию текущих координат местонахождения машины с точностью до 25 м, индикацию положения машины на электронной карте, сохранение в памяти компьютера маршрута движения БМПТ и возможность управления подчиненными боевыми машинами.

Не смотря на то, что работы над машиной поддержки танков велись с конца 80-х гг., толковой концепции ее применении не было. Т.е. ее функции продумали, но вот места в войсках ей не отвели. В 2002 году на брифинге для журналистов, который состоялся в ходе проведения выставки «Russian Expo Arms-2002» главный конструктор УКБТМ Владимир Домнин заявил, что мол, нам дали ТЗ, мы его выполнили, но как эту вафлю будут применять на практике, он вообще не в курсе. 

Изначально МО хотело закупить 10 БМПТшек для войскового тейст-драйва в 4 гв. Кантимировскую ТД, либо в качестве третьей машины в каждом танковом взводе, либо отдельным подразделением, обеспечивающим действия танкового батальона. Но не срослось: в 2010 военные официально сообщили о закрытии программы БМПТ, но руководство УВЗ и до этого предполагало такой исход событий, а наступивший старый добрый капитализм не позволил забросить наработки по машине, ввиду высоких затрат вложенных в "Терминатор".

После двух чеченских войн, БМПТ стали позиционировать как «антитеррористическую» машину. С 2005 года «Уралвагонзавод» вел рекламную компанию и ищет спонсоров под девизом «БМПТ «Терминатор»: функция - разрушитель, миссия – антитеррор». Не смотря на относительную продуманность БМПТ, у нее были и недостатки: 
а) сложная и дорогая система управления огнём (СУО); 
б) недостаточно сбалансированный для решения задач по борьбе с незаконными вооружёнными формированиями комплекс вооружения; 
в) излишний запас хода по шоссе;
г) наличие на изделии систем и оборудования не актуальных при выполнении контртеррористических и миротворческих операций

Ввиду увиденных «недостатков» конструкторы подготовили два варианта машины – БКМ-1 (упрощена СУО, аппаратура) и БКМ-2 (башня с боевым модулем устанавливается на танковый корпус; гранатометы убраны, в корпусе никаких переделок). Но и эти два варианта не заинтересовали военных.


Основные характеристики
Боевой вес ,т: 47
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 65
Запас хода, км: 550
Вооружение: 2 х 30 мм 2А42 (900 выстр); 1 х 7,62 ПКТМ (2000 патронов); АГ-17Д (по 300 на каждый); 4 "Атака-Т" 
Двигатель, тип, мощность л.с (КВт): Многотопливный дизель, B92C2, 1 000 (736)

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Мы Вконтакте